Второй взгляд на тигра
Второй… Не люблю пересматривать фильмы, если быть честной, но в этот раз на удивление охотно вышла из зоны комфорта: посмотрела фильм, содержание которого помню в деталях, по телевидению, то есть с идиотской рекламой раз в полчаса, ночью и с мамой под боком — человеком, с которым я твердо решила не смотреть ничего серьезнее модного приговора на первом. И получила удовольствие, нужно отметить!
Наверное, в этом и заключается прелесть искусства, и хотя в теории все легко и понятно, действительное осознание может придти только с опытом — произведенее начинается с детали. Если, оно началось с глобального «что такое добро и зло» или «в каждом живет тигр», то человек смог воспринять это только, как продукт массовой культуры. Без разницы, являлось ли оно таковым.
Вчера я смотрела мгновениями.
Свисток. Он первым бросился в глаза из того, что не было абсолютно очевидно после первого раза — свисток, как молитва, ритуал. Сначала оклик, просьба спасти и даже желание спасти другого, чья жизнь, увы, от тебя не зависит. Потом желаие усмирить тигра. Молитва, как воздействие на него, и если рациональное в начале, то откровенно бесполезное в конце. Зная, что бесполезное, человек хватается за этот свисток, не выпуская его… интересный образ.
И рыбка, как божественное, даже христианское начало, наверное. Красивая рыбка, в котором мальчик видит образ Творца, и много маленьких, как будто не настоящих, сказочных рыбок для тигра. Совсем простых и однотипных, зато в огромном количестве. Если мальчику, как иррациональному существу нужно лишь одно подтвеождение Бога, то тигру, звериному, рациональному и потому инстинктивному началу нужна только еда — пища, оттого и другие требования. И эти мертвые рыбы на мертвом острове — потребительском острове, как мне кажется. Там нет Бога. Там погибает вера — гибнет личность, ведь мы подобны богу, мир в нас. И животному не легче, наверное… Нужды в нем нет, по крайней мере.
И одиночество. Человек всегда, вечно одинок, и тупые суррикаты едва ли лучшая компания, чем сам себе. Одиночество — способ познания себя, ценность и испытание одновременно.
В каждом ли тигр или есть те, в ком от природы гиены и зебры? Не знаю. Наверное, это скорее синтез личности и природного начала, дискурс в сформированном, конечном виде. Так мы видим другого, плжалуй. Себя можем разбить, как полифреника, выделив каждый аспект собственного я. Диалог или разговор внутри другого неведомы.
И тигр, способен уничтожить личность. Впрочем, об этом попозже...
Хороший фильм, что непонятно сразу. Оттого — только милее.
Массовый, яркий, смешной — и не без повода для мысли. Интересно, в каждом ли фильме он есть?